Электронная музыка
(Electro
music) — широкий термин (жанр),
обозначающий музыку, созданную с использованием
электронного оборудования. Любой звук, произведённый
при помощи электрического сигнала, может быть назван
электронным. Поэтому термин
электронная музыка
часто применяют к музыке, исполняемой на обычных
акустических инструментах, только потому, что в
записи или при исполнении использовались электронные
усилители (например в джазе или в народной музыке) -
это заблуждение.
Как маркетинговый термин,
электронная музыка
означает музыку, созданную преимущественно при
помощи электронных средств, таких как синтезаторы,
семплеры, компьютеры и драм-машины.
Часто под электронной музыкой понимают так
называемую электронную клубную музыку (электронную
танцевальную музыку), поджанрами которой
являются, например, техно, хаус, транс, драм-н-бейс.
История
Начало электронной
музыки как самостоятельному направлению было
положено на рубеже 60-70х годов прошлого столетия
стараниями Popol Vuh, Клауса Шульцe и группы
Tangerine Dream. Черпая основные идеи из
психоделического рока и краут-рока, музыканты
создавали экспериментальные звуковые коллажи.
Основная идея заключалась в использовании
электроники как нового выразительного средства,
способного вызывать в воображении сюрреалистические
образы. К концу 70-х годов установились четыре
основных направления в развитиия электроники:
-
Электронно-инструментальная рок-музыка (или
традиционная электроника): используется полный
набор электро-музыкальных инструментов. Лидеры
этого течения - Tangerine Dream, Space, Vangelis.
-
Синтезаторная музыка "космической" тематики.
Легкий популярный стиль - Jean Michel Jarre.
Психоделический стиль, "Берлинская школа" -
Klaus Schulze.
-
Фоновая музыка, лишенная четкого ритма и
определенной мелодии, получившая название "эмбиент".
Автором этого определения стал Brian Eno,
который по праву считается основателем стиля.
Хотя многие музыканты играли эмбиент-музыку и до
него.
-
Техно-музыка,
основанная на широком использовании элементов
звучания технических устройств, которые
имитируются синтезатором. Бесспорные пионеры
данного стиля - группа Kraftwerk. То
обстоятельство, что у молодой электронной музыки
появилась небольшая, но верная армия
поклонников, послужило толчком для ее
дальнейшего развития.
Развитие:
Начинающему слушателю
электронная музыка известна прежде всего по
творчеству французских музыкантов. Таковыми явились
Жан Мишель Жарр и группа Space, во главе с Дидье
Маруани. Они первые сделали электронику популярной и
доступной для массового слушателя. Дебютный альбом
Жарра "Oxygene" 1976 года до сих пор считается одним
из лучших. Произведения Space ("Magic Fly" и другие
) - классика жанра. К сожалению, группа Space быстро
распалась, но вот Жан-Мишель Жарр выпустил более
десятка альбомов и концертных релизов. Огромное
количество работ записали Tangerine Dream и Клаус
Шульц, начинавший играть в составе этой группы, а
после с головой окунувшийся в глубокую психоделику.
На
волне успеха первопроходцев выросли многие
музыкальные коллективы, обогатившие электронную
музыку новыми идеями. На стыке этнической музыки и
эмбиента образовался стиль "new-age", делающий упор
на легкое медитативное звучание. Мастерством
создания лирических электронных мелодий блеснул
японец Китаро. Свою лепту в развитие популярного
синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа
Pond, а в нашей стране - Зодиак, Арго, Эдуард
Артемьев. Лучшие их произведения ничуть не уступают
признанным хитам маститых электронщиков. Мощную
ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют
Laserdance и Кото. Но более всего различных
подстилей и ответвлений содержит техно-музыка.
Идеи Kraftwerk были "на ура" восприняты в
ди-джейских клубах, и на поверхность из клубного
андерграунда постепенно вышел новый стиль техно, в
котором ритм и эффекты ставятся на первое место.
Мелодия не обязательна, ибо цель такой музыки -
достижение технотронного экстаза. Не случайно на
клубных вечеринках зачастую использовались
химические стимуляторы для усиления эффекта. Но
существуют также и более музыкальные варианты
техно, слушать которые
можно и нужно. При соединении
техно и эмбиента зародилась IDM - серьезная
техно-музыка, открытая к разного рода экспериментам.
Таковую играют Orb, Autechre, Aphex Twin. Лидерами "психоделического
транса" являются Juno Reactor и Astral Projection.
И, наконец, соединяя электронную и рок-музыку, мы
получаем "Techno-Industrial", в котором нет равных
Front Line Assembly, Haujobb, In Strict Confidence.
Что же ожидает электронную музыку в дальнейшем?
Трансформация
Начало 21 века для
электронной музыки ознаменовано стремлением к
единству через бесконечное многообразие форм. Чистые
стили остались лишь в теории. На практике почти
любое произведение содержит в себе элементы очень
многих видов музыки, и для описания альбомов
приходится использовать сложные составные
определения. Очень популярной является идея создания
техно-ремиксов на темы знаменитых композиций 70-80-х
годов. Такой переработке подверглась музыка Жарра,
Space, Вангелиса, да и Tangerine Dream не отказались
переработать сами себя, выпустив уже 4-й диск серии
"Dream Mixes". Многие техно-музыканты постигали
электронную музыку на шедеврах основателей жанра, и
теперь уже сами основатели включают в свои
произведения идеи новаторов. Альбом Жарра "Metamorphoses"
выполнен с заметным вливанием техно/поп/нью-эйдж, а
Клаус Шульце активно занялся экспериментами с techno/drum'n'base
звучанием (альбомы "Dosburg Oniline" и "Trance
Appeal"). Техно, транс, эмбиент и индастриэл
переплелись воедино в альбомах Delerium, System 7 и
Synaesthesia. Синтез тяжелого альтернативного
панк-рока и техно представляют Velvet Acid Christ и
Wumpscut. Словом, выбор у поклонников огромный.
Заблуждение - считать всю
электронную музыку
мертвой. Это просто иная форма жизни!